Что такое ОФЗ (облигации федерального займа). Облигации государственного займа - возвращение к прошлому

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Грамотное управление долгом государства необходимо также в социальном и политическом контексте. От этого зависит поддержка социально направленных финансовых программ, стабильность политической системы страны, ее адекватная, суверенная позиция на международной арене.

Нельзя сказать, что государственные заимствования это прерогатива лишь стран, слабых экономически. В эффективной кредитной политике в той или иной мере нуждаются все государства. Главным остается одно – выбор в пользу займа нуждается в полноценном анализе, кропотливой предварительной работе и надежном обслуживании взятых обязательств.

Анонс статьи. Обзор вопроса о государственном займе. Определение понятия, его классификация, формы, разновидности, особенности управления долгом государства, сведения о ценных бумагах.

История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической дея­тельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физи­ческим лицам их валютные средства, которые к этому моменту храни­лись на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федера­ции в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводи­лись в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)

Условия займа. Валюта займа - доллары США. Процентная ставка - 3% годовых. Объем займа - 7,885 млрд долл. в 1993 г. и 5050 млрд долл. в 1996 г. Номинал облигации - 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска -- предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам - 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

Выпуск - 5 серий:

1-й транш на сумму 0,266 млрд долл., погашен 14.05.94 г.

2-й транш -- на сумму 1,518 млрд долл. -- сроком на 3 года; дата погашения - - 14.05.96 г.

3-й транш - на сумму 1,307 млрд долл. сроком на 6 лет; дата погашения 14.05.99 г.

в 4-й транш на сумму 2,627 млрд долл. сроком па 10 лет; дата погашения - 14.05.03 г.

5-й транш - на сумму 2,167 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения -- 14.05.08 г.

6-й транш на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 10 лет; дата погашения - 14.05.06 г.

7-й транш - на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения- 14.05.11 г.

Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа мо­гут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за кон­вертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.

Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в ус­тавный капитал предприятий и коммерческих организаций.

Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облига­ций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и на­считывает несколько десятков торгующих фирм.

3) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Выпускаются с 1993 г.

Сроки обращения - до 1 года.

Номинал - от 10 руб. - устанавливается эмитентом при выпуске.

Форма существования - бездокументарная.

Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.

Форма владения - именная.

Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной си­стемы и депозитария.

Доходность определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась в ходе проведения аукционов по так называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые прини­мают участие в определении цены облигации.

Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более дол­госрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.

С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. вы­пуски ГКО возобновились.

Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО - высокий уровень доходности, поддерживавшийся несмотря на все более сокра­щающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха - отсутствие экономического роста в стране.

4) Облигации федерального займа (ОФЗ).

Начало выпуска - с июля 1995 г.

Сроки обращения - свыше 1 года.

Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.

Номинал - 1000 руб.

Форма владения - именная.

Форма выплаты дохода - фиксированная и переменная купонная ставка.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.

До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.

Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущен­ных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФД) со сроками обра­щения 4 и 5 лег с соответствующими процентными ставками, с постоян­ным купонным доходом (ОФЗ - ГТД) со сроком обращения 3 года и нуле­вым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

5) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Начало выпуска - август 1995 г.

Срок обращения - 1-2 года.

Номинал - 100 и 500 руб.

Форма существования - документарная.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма владения - предъявительская.

Форма выплаты дохода - купонная; процентный доход устанавли­вается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквар­тально учреждениями Сбербанка РФ.

Владельцы - юридические и физические лица; резиденты и нерези­денты.

Порядок обращения - ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Мини­стерством финансов в форме закрытых торгов.

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

6) Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сер­тификаты).

Сущность - предоставляют владельцу право получить при пога­шении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением.

Форма владения - именная ценная бумага.

Наличие дохода - беспроцентная.

Номинал - цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

Описанные характеристики золотого сертификата утверждены ус­ловиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осе­нью 1993 г., с номиналом 10 кг.

7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном

с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета.

Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с це­лью погашения задолженности федерального бюджета перед соответ­ствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погаше­ния задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).

Многих жителей России интересует закон, регулирующий выпуск, обращение и погашение ипотечных облигаций . При СССР облигации являлись привлекательным финансовым вложением для населения страны, а выпускало их исключительно государство. Сейчас реализацией данного вида ценных бумаг занимаются практически все банковские учреждения страны и крупнейшие компании. Не отошло от данного направления деятельности и государство, продолжившее выпуск облигаций в 1992 году.

Фактически погашение облигаций государственных займов представляет собой выкуп подтверждающей наличие долга бумаги. Облигация выкупается по номиналу с учетом оговоренных заранее процентов. Обычно досрочное погашение таких ценных бумаг не предусматривается, поэтому имеется возможность продать их другим инвесторам.

Конкретная дата погашения облигации определяется с учетом тиража. Стандартным сроком обращения таких ценных бумаг является трехгодичный период, хотя он может определяться и иными временными рамками. По истечении оговоренного времени эмитент обязан купить свои облигации и выплатить вознаграждение их владельцу, которое покрывает его риски и выступает доходом инвестора.

Рассматривая порядок обращения и погашения облигаций банка , россиянам следует разбираться в вариантах получения дохода. Банковское учреждение или компания выкупают ценные бумаги:

  • по номинальной цене – облигации изначально продавались с дисконтом;
  • с выплатой процентов, конвертацией дохода в ценные бумаги или передачей имущественного эквивалента – купонные облигации.

Обычно эмитент облигаций выбирает следующие способы погашения облигаций :

  • указывает точную дату выплаты стоимости ценной бумаги и предусмотренного вознаграждения;
  • определяет период, в течение которого покрываются долговые обязательства по ценной бумаге.

Наиболее часто используется именно второй вариант, поскольку избавляет держателя ценной бумаги от необходимости простаивать в очередях, а организацию-эмитента – от технических нестыковок и финансовых затруднений при единовременном обращении за деньгами всех инвесторов. Очередность платежей в этом случае определяется по дате поступления заявления о погашении облигации.

В отдельных случаях допускается погашение части долга эмитента. Это обязательно отражается в заключенном договоре. Аналогичным образом осуществляются выплаты по просроченным облигациям, когда их держатель не смог обратиться за деньгами в установленные сроки. При этом следует отметить, что стандартный срок погашения таких ценных бумаг составляет 1-6 месяцев. Этот период устанавливается, исходя из особенностей осуществления своей деятельности эмитентом.

Следует осознавать, что может осуществляться даже раньше оговоренного срока. При этом эмитент обязан предупредить о такой возможности при размещении своих долговых обязательств, а также разъяснить порядок расчета выплачиваемого вознаграждения. Обычно к такой мере разместившая облигации компания прибегает при:

  • наличии достаточных финансовых ресурсов для возврата полученного займа с процентами;
  • желании выпустить очередной тираж облигаций на более привлекательных условиях.

Установленная цена погашения облигации, формула которой рассчитывается по двум методикам, всегда должна приносить инвестору доход. Он состоит из:

  • процента, который выплачивается на номинальную стоимость облигации;
  • разницы между номинальной ценой и стоимостью со скидкой, за которую приобреталась ценная бумага.

Общепринятым вариантом погашения облигаций является выплата денег, если инвестор не согласится повторно разместить их в ценных бумагах эмитента или получить права на определенное имущество.

Процесс обмена облигаций на деньги предполагает соблюдение следующих условий:

  • наступление срока погашения;
  • наличие заявления от инвестора.

Эмитент не имеет права отказывать в выплате денежных средств при наличии указанных обстоятельств. Если это происходит, необходимо добиваться погашения ценных бумаг в судебном порядке. О факте выплаты по долговым обязательствам эмитент готовит соответствующий отчет, передаваемый в специальную комиссию по работе фондового рынка.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса наиболее актуальным является вопрос привлечения денег со стороны.

И если заемщики-физические лица зачастую берут небольшие суммы и на короткие сроки погашения (и, как правило, для реализации личных целей), то государство привлекает средства гораздо в больших объемах и на осуществление глобальных целей.

Понятие

По сути, договор гос. займа – это то же соглашение о займе, которое отличается от обычного договора специальным субъектным составом.

Государственный займ – это кредит или заимствование, при которых РФ выступает в качестве поручителя в отношении иного заемщика, или же берет на себя все долговые обязательства.

Кредиторами РФ могут являться любые лица – как физические, так и юридические. Не исключено привлечение средств не только от российских, но и от иностранных инвесторов. В отдельных случаях, кредитором РФ может выступать другая страна.

Законодательство

Порядок получения и возврата государственных займов ранее регулировал 76-ФЗ от 26.12.1994 года “О государственных внешних заимствованиях…” . Нормативный акт действовал с момента издания и вплоть до конца 1999 года. На настоящее время документ утратил свою юридическую силу.

Сейчас нормативное регулирование правоотношений в этой сфере осуществляется:

  • ГК РФ , в частности, а также Глава 7 (о ценных бумагах и их обороте);

Чем отличается от кредита в банке

Государственный и банковский кредит значительно отличаются между собой.

Основное отличие – в характере обеспечения. При оформлении банковского заимствования обеспечением выступают конкретные материальные ценности – имущество, оборудование, товары. В случае гос. займа залогом выступает имущество, принадлежащее государству.

Если будет объявлен дефолт, арестовано может быть все имущество, даже находящееся за границей. Санкции могут затронуть здания торговых представительств, счета организаций с государственной формой собственности и др. Арест не может быть наложен только на имущество, находящееся в ведении консульств.

Оформление государственного займа

Договор заключается согласно требованиям, установленным в ст. 817 ГК РФ.

Для начала необходимо определиться с участвующими в процессе сторонами. Согласно ч. 1 указанной статьи, в правоотношениях принимают участие:

  • в качестве заемщика – РФ или субъект РФ (в том числе, и муниципальное образование в составе субъекта РФ);
  • в качестве займодателя – гражданин или юрлицо.

Ч. 3 вышеуказанной статьи регламентирует порядок оформления гос. займа. На основании нормативных положений, договор заключается посредством приобретения займодателем (гражданином или юрлицом) пакета гос. облигаций или иных ценных бумаг.

На основании купленных ценных бумаг займодатель имеет право требовать с заемщика (государства, субъекта РФ или муниципального образования) погашения задолженности. Погашение, как правило, происходит вместе с процентами.

После выпуска (эмиссии) ценных бумаг изменение условий договора государственного займа не допускается, о чем гласит ч. 3 ст. 817 ГК РФ.

Разновидность

Гос. займы подразделяются на разновидности – в зависимости от субъекта правоотношений и от валюты производимой операции:

Вид займа Подробности
Внешний Это кредиты, которые предоставляются в валюте, отличной от российских рублей. Кредиторами могут выступать международные финансовые корпорации, юридические и физлица, другие страны
Внутренний Это кредиты, выраженные в национальной российской валюте
Муниципальный Кредиты, заемщиком по которым выступает отдельно взятый субъект РФ или муниципальное образование. Валюта заимствования может быть любой – как российской, так и зарубежной
Сберегательный При данной форме гос. заимствования все полученные от кредитора деньги поступают в бюджет страны-заемщика

Выпуск ценных бумаг

Как правило, гос. займы предоставляются в качестве кредитных продуктов от различных финансовых организаций мировой значимости. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий или поручительств самой страны.

То есть, государство-заемщик выпускает некоторый объем своих ценных бумаг, и далее размещает их на международных финансовых площадках. Участники мирового финансового оборота (международные банки и другие финансовые корпорации) могут эти бумаги купить, тем самым предоставив займ.

Эмиссия государственных ценных бумаг имеет одну важную цель – уравновесить налоговые поступления в бюджет государства. Ведь между доходами и расходами бюджета может возникнуть дисбаланс, который нужно уравнять.

Если говорить о внутренних госзаймах, наиболее надежным методом компенсации нехватки бюджета является эмиссия денег или получение займа в ЦБ РФ.

Что такое эмиссия

Государственные займы также подразделяются на виды по субъектам-эмитентам:

  • ценные бумаги, эмитируемые Правительством РФ;
  • выпускаемые субъектами РФ;
  • выпускаемые органами местной администрации.

Соответственно, в зависимости от эмитента и будет зависеть, в какой бюджет поступят средства – в федеральный, региональный или местный.

Вексель и облигация

Наиболее распространенными типами ценных бумаг при гос. заимствованиях являются вексель и облигация.

В силу , облигация – это ценная бумага, которая свидетельствует о правах ее держателя на истребование от эмитента номинальной цены облигации или прочего вещного эквивалента в предусмотренные сроки.

Помимо расчетной стоимости, держатель может претендовать на получение фиксированного процента от номинала.

Облигации подразделяются на:

  • обезличенные – то есть выпущенные в целях погашения дефицита бюджета, а не для реализации конкретных целей;
  • целевые – эмитированные в целях оказания господдержки конкретной госпрограмме или проекту.

Векселя (альтернативное наименование – казначейские обязательства) – это разновидность ценных бумаг, компенсирующих дефицит госбюджета. Выплаты по ним происходят с начислением процентов и в установленные сроки.

Чаще всего, векселя используют при краткосрочных государственных займах, а облигации – при долгосрочных.

Нерыночный и рыночный

Классификация госзаймов также осуществляется по признаку пользования ценными бумагами:

  • рыночные кредиты;
  • нерыночные.

Рыночные обеспечиваются облигациями, которые подлежат свободному обращению на финансовом рынке. То есть такие ценные бумаги можно продавать, покупать или перепродавать.

Нерыночные кредиты характеризуются запретом свободного обращения векселей или облигаций, что обуславливает отсутствие возможности у держателя ценной бумаги продать долговое обязательство.

С залогом и без залога

Договор госзайма может быть обеспечен залогом или же быть необеспеченным.

Госзаймы с наличием обеспечения – наиболее распространенный тип. В качестве предмета залога может выступать некий доход страны или же имущество, находящееся в государственной собственности.

Беззалоговые кредиты – менее популярная разновидность. Такие займы, как правило, выдаются странам, имеющим достаточный авторитет и финансовую стабильность.

Возврат денежных средств

Некоторые особенности государственного займа в разрезе характера выплаты дохода:

Возврат денежных средств осуществляется в конкретные сроки, установленные договором госзайма, то есть ценной бумагой, выпущенной в качестве обеспечения погашения.

По сроку погашения госзаймы можно классифицировать на нижеследующие виды:

  • краткосрочные (предельный срок для погашения – 12 месяцев);
  • среднесрочные (до 60 месяцев);
  • долгосрочные (верхняя временная граница не установлена).

Управление гос долгом

Управление гос. долгом – это процедура проведения комплексных совместных мероприятий Центробанка и государства, направленная на погашение полученных займов, а также на организацию процесса выплаты доходов по имеющимся обязательствам.

В процедуру управления гос. долгом входят следующие мероприятия:

  • осуществление отчислений кредиторам;
  • платежи по внутренним и внешним заимствованиям;
  • корректировка условий кредитов;
  • выдача гарантий или предоставление поручительства;
  • разработка порядка размещения новых госзаймов.

От того, насколько правильным и взвешенным окажется принятое решение в процессе управления гос. долгом, и будет зависеть эффективность проводимых мероприятий.

Взвешенное решение основывается на:

  • анализе размера долговых обязательств;
  • структурировании задолженности;
  • объективной оценке долговых обязательств и текущего экономического положения в стране.

Облигации федерального займа для населения (ОФЗ-н) являются долгом российского правительства. Государство гарантирует возврат всех вложенных средств в любой момент времени по первому требованию инвестора. Но если клиент продает государственные ценные бумаги досрочно и получает назад все вложенные средства, то он теряет вознаграждение банка. Вторичное обращение ОФЗ-н не предусмотрено, объяснил директор инвестиционного департамента ВТБ24 Сергей Лукьянов. Он уточнил, что ОФЗ-н является инструментом среднесрочных сбережений и сочетает в себе ряд преимуществ:

«Во-первых, облигации для населения обладают высокой степенью надежности, поскольку инвестиции в ОФЗ-н полностью обеспечиваются государственными гарантиями. Во-вторых, доходность по ОФЗ-н превышает действующие ставки по депозитам. Так, в рамках первого выпуска средняя доходность за период обращения государственных ценных бумаг составит до 9% годовых. В-третьих, это льготный режим налогообложения (процентный доход, полученный по облигациям для населения, налогами не облагается) и низкий порог входа (30 тысяч рублей)».

Общий объем выпуска облигаций составит 15 млрд рублей. Номинал каждой облигации составит 1000 рублей. При продажах и выкупе ОФЗ-н банки-агенты взимают разовую комиссию, которая зависит от суммы сделки. Комиссия начинается от 1,5% при суммах инвестирования до 50 тысяч рублей и снижается до 0,5% при инвестициях от 300 тысяч рублей. При периоде обращения облигации три года комиссия не сильно снижает доход клиента. В рамках первого выпуска средняя доходность за период обращения составит до 9% годовых.

В пресс-службе Сибирского банка Сбербанка сообщили, что отмечают
заинтересованность клиентов к государственным облигациям:

«Доходность по облигациям зачастую выше, чем по банковским вкладам. В рамках наших тарифов предусмотрена комиссия от 0,5% до 1,5% в зависимости от суммы покупки. Минимальное количество облигаций, которым может владеть один клиент - 30 штук, максимальное — 15 тысяч штук».

Облигации федерального займа для физлиц — продукт не новый, в России у него едва ли не вековая история. Государственные займы на восстановление народного хозяйства хорошо помнят представители старшего поколения. Правда, в середине прошлого века приобретались облигации в основном добровольно-принудительно, и рассчитывалось государство с гражданами по этим долгам не всегда справедливо и добросовестно.

«Сейчас нет никаких оснований считать, что государство не выполнит своих обязательств, с этой точки зрения облигации можно считать абсолютно надежным инструментом», — считает вице-президент, управляющий филиалом Муниципальный банка «Открытие» Андрей Смирнов.

Однако желающим попробовать себя в роли инвесторов нужно учесть ряд нюансов, предупреждает он. С одной стороны, обещанная доходность по облигациям федерального займа для физлиц превышает доходность по банковским депозитам, и это может привлечь граждан. Согласно мониторингу ЦБ, максимальная ставка в банках из ТОП-10 с наибольшим объемом привлечений вкладов составила во II декаде апреля 7,94%. В то время как средняя доходность трехлетних ОФЗ составит 8,9% годовых: по данным Минфина, в первый год 7,5% и далее по нарастающей (выпуски облигаций производятся один раз в полгода), в третий год — 10,5%.

Но если владелец захочет выйти из ОФЗ раньше трехлетнего срока, доходность облигаций может оказаться существенно ниже. Потери будут и на их курсовом росте, и на накопленном купонном доходе. В случае если за время владения бумагами владелец получал купонный доход, то он будет удержан из суммы выкупа.

Стоимость одной облигации невелика — 1 000 рублей, но купить их можно только пакетом — не менее 30, но не более 15 тысяч штук. Нужно учесть, что ОФЗ-н приобретаются только у банков-агентов, которым держатель бумаг должен уплатить вознаграждение (агентскую комиссию), что скажется на итоговой доходности. Комиссия тем выше, чем меньше пакет облигаций, т.е. в более выигрышном положении окажутся крупные инвесторы, заметил Андрей Смирнов. Кроме того, эмитентом установлен ряд ограничений для владельцев бумаг. Облигации нельзя будет продать другому человеку, заключать с ними сделки, использовать в качестве залога и другое:

«На наш взгляд, для основной части населения более понятным инструментом сохранения средств и минимизации потерь от инфляции является все-таки банковский депозит. Но ОФЗ-н, безусловно, имеет право на существование на финансовом рынке и, скорее всего, на эти бумаги будет спрос со стороны состоятельных людей, чьи сбережения превышают гарантированную государством страховую сумму в 1,4 млн по банковским вкладам, и тех, кто не склонен к более рисковым инвестиционным стратегиям, даже если их альтернатива уступает по доходности».

Согласен с банкиром и аналитик ГК «ФИНАМ» Богдан Зварич:

«На мой взгляд, народные ОФЗ будут интересны людям с объемом средств выше 1,4 млн рублей. Данная сумма является страховой. Так, в случае если с банком, в котором у человека вклад что-то случится, гарантировано от АСВ он может получить именно эту сумму. В случае же если размер вклада превышает данную объем средств, вкладчик может понести определенные потери. Здесь же весь объем вложений гарантируется государством. Плюс к этому, проценты по вкладу меньше, чем купонные выплаты по данным облигациям. Если же говорить о «подводных камнях» то основным из них является возможность потери купонного дохода при досрочной продаже облигации».

Минфин решил организовать продажу ОФЗ-н через Сбербанк и ВТБ 24 дабы упростить начинающим инвесторам доступ к финансовым рынкам. Но, по сути, у населения напрямую производится заем денег, что позволяет значительно сократить издержки, объяснила директор филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Лариса Кучендаева:

«Объявленные условия (повышение ставки по купону в течение трех лет, стимулирующее инвестора держать бумаги до погашения) позволяют рассчитывать на то, что некая культура инвестирования в результате успеет сложиться. Минимальная сумма вложений — 30 тысяч рублей, при этом агенту нужно уплатить комиссию (от 1,5% от суммы вложений), что, прямо скажем, не увеличивает доходность. Кроме того, бумаги нельзя продать, а можно только сдать агенту, причем, если сделать это в первый год владения, то процентов (НКД - накопленный купонный доход) инвестор не получает. Так ли это привлекательно?»

Скорее всего, «народные» ОФЗ не произведут революции и не смогут полностью заменить собой вклады, предполагает Лариса Кучендаева:

«Вопрос, насколько они вообще будут популярны у инвесторов, имеющих даже минимальное представление о фондовом рынке. Не почувствует ли в конечном итоге инвестор «народных» ОФЗ себя обманутым, когда узнает о возможностях, которые ему уже предоставляет рынок?»

По данным Минфина, ставка по первому купону составит 7,5% годовых, по второму — 8%, третьему — 8,5%, четвертому — 9%, пятому — 10%, по шестому — 10,5%. Дата окончания размещения облигаций — 25 октября 2017 г.

Эльвира Корченко
Фото: astrakhan-24.ru и предоставлены комментаторами