Что такое ОФЗ (облигации федерального займа). Облигации государственных займов

Эмитентом может выступать не только коммерческая организация. Полное право выпускать ценные бумаги имеет и государство. Выпуск облигаций федерального займа позволяет покрыть дефицит бюджета или реализовать какой-либо проект. Проще говоря, эмитируя облигации, государство берет в долг у граждан и компаний и обещает вернуть его с процентами.

Как работают ОФЗ

ОФЗ России - это, прежде всего, ценные бумаги на предъявителя. Как и другие облигации, они имеют номинальную и фактическую стоимость, позволяют получать постоянный доход. Уровень этого дохода определяет Минфин.

Облигации федерального займа надежнее тех, что были выпущены коммерческими организациями, хотя риск не исключен. Типичный пример - советские ценные бумаги, которые потеряли ценность (наряду с деньгами) с развалом СССР, и ваучеры. Последние, впрочем, принесли немалую прибыль отдельным инвесторам.

В отличие от приобретения других ценных бумаг, покупка ОФЗ гарантирует прибыль физическому лицу. Кроме того, как и при банковском вкладе, государство обязуется погасить их через несколько лет. «Срок действия» такой ценной бумаги - от 1 года до 30 лет. Но вам необязательно ждать: вы можете продать облигации федерального займа любому физическому или юридическому лицу по рыночной цене.

Как и где купить ОФЗ (облигации федерального займа) физическому лицу?

Варианта два:

  1. Покупка через брокера. Вы можете купить облигации точно так же, как и любые другие ценные бумаги. И продать - никаких ограничений нет.
  2. Открытие ИИС. Индивидуальный инвестиционный счет можно открыть в банке. Он обещает принести не только процент от суммы вклада, но и дополнительные деньги в виде налогового вычета. Это 13% от суммы (с учетом уплаченных вами налогов за последний год) или от дохода по облигациям.

В первом случае вы получаете свободу и возможность распоряжаться облигациями так, как сами того хотите. Во втором - дополнительные деньги.

Какую прибыль принесут государственные облигации?

Если вы рассчитываете на хорошие процентные выплаты (купон), вы разочаруетесь. Текущие ставки доходности по облигациям федерального займа России фактически не превышают проценты по банковским вкладам. И, соответственно, инфляцию. Вы можете рассчитывать на 6-7%, не больше.

Тем не менее, доход есть. Ставку доходности по ОФЗ фиксируют на год, и вы можете получать деньги один раз в 6 месяцев. При этом неважно, как долго вы хранили облигации: купив их за несколько дней до выплаты купона, вы сможете рассчитывать на доход за полгода в полном объеме.

Еще один источник дохода - покупка-продажа. Облигациями федерального займа можно торговать, как обычными ценными бумагами. Цена - рыночная и может изменяться со временем. Облигации могут падать в цене ниже номинала. Это еще одна возможность заработать деньги (например, если вы рассчитываете продержать ценные бумаги до окончания срока).

Кроме того, при открытии ИИС вы получаете налоговый вычет. Максимум - 52000 рублей (13% от суммы взноса (не более 1 000 000 рублей) при условии, что эти деньги вы выплатили в качестве налогов). Такой вычет можно получать каждый год.

Стоит ли вкладывать покупать облигации федерального займа? Их плюсы и минусы

Как видите, большой доходности облигации федерального займа не обещают, если не считать налоговых вычетов и прибыли с продажи. Их стоит покупать, если вы подыскиваете альтернативу вкладу. Это неплохой вариант: государство надежнее компании и банка. Но торговать облигациями с высокой прибылью (от 30-40% от стоимости) вряд ли получится.

*Историческая справка : облигации государственного займа выпускались в СССР с 1922 по 1982 год. Они были трех видов:

  • натуральные - выпускались для привлечения наличных денег, государство осуществляло их выкуп за продукты;
  • выигрышные - в них содержалась информация о выигрыше;
  • процентные - держатель этих бумаг получал проценты на свой вклад.

Облигации государственного займа - это одни из распространенных ценных бумаг, выпускающей организацией которых является государство. Самые первые бумаги данного типа были выпущены еще в далеком 1922 году, когда многие жители страны даже и не знали, что такой тип бумаг возможен.

Цели облигаций государственного займа

Министерство финансов нашей страны отвечает за то, чтобы выпуск того или иного тиража государственных облигаций состоялся. Осуществляет этот процесс Министерство финансов только по одной причине - никто больше не сможет так жестко контролировать печать и распространение их среди потребителей.

Сразу стоит сказать, что облигации государственного займа выпускаются совсем нечасто. Очередной тираж делается только в том случае, если на то сподвигают обстоятельства.

А самая главная цель выпуска очередной государственной облигации - пополнение казны страны. То есть государство выпускает ценные бумаги для физических и юридических лиц с одной целью - обеспечить новые финансовые вливания. И если сравнить это с обычным кредитованием (что будет намного понятнее для простого обывателя), то, по сути, государство берет у населения кредит на определенный срок. А гарантией его возврата и выступает облигация. Причем деньги берутся под определенные проценты, которые в момент возврата сумм будут также включены в платеж.

Облигации государственного внутреннего займа. Сроки

В имеющемся законодательстве очень четко рассмотрены возможные формы выпуска облигаций государственного займа. К тому же, в законе также обговариваются возможные сроки выпуска бумаг:

  • Краткосрочные. По таким облигациям государство обязуется в течение пяти лет произвести все необходимые платежи. В случае же любой задержки сверху начисляются дополнительные проценты.
  • Долгосрочные. Срок их действия составляет примерно тридцать лет. И в течение этого срока никто не запрещает ими пользоваться.
  • Бессрочные. Такой вид облигаций выпускается довольно редко, так как они не выгодны ни государству, ни самим потребителям. Пользоваться ими можно на протяжении всей жизни. Вот только многие помнят истории с облигациями из прошлого и скептически относятся к такому сроку их действия.

Проценты

Многих интересует вопрос о том, как же происходит выплата процентов после истечения срока и делается ли это только один раз за весь срок или же раз в квартал, год и т.д.

От того, какие государственные облигации были приобретены и на каких условиях, и будут зависеть проценты. Так, например, в спокойной экономической ситуации, когда нет явных затрат и никаких кризисов, государство выпускает меньше ценных бумаг, да и проценты по ним не такие высокие. Происходит это потому, что нет ярко выраженной необходимости в дополнительных финансовых вливаниях, да и привлечь вкладчиков, в принципе, нечем.

Но если же грядет экономический кризис и необходимо пополнить казну, то начинают выпускаться облигации под более высокие проценты. Причем, чтобы привлечь как можно больше покупателей, создаются практически «идеальные» условия: выплаты могут производиться раз в квартал, а проценты с каждым новым годом увеличиваться.

Надежность облигаций

И если с процентами все более или менее понятно, то возникает следующий вопрос: "Какие гарантии возврата денежных средств?". Ну, тут можно сказать лишь одно. Облигации государственного федерального займа являются одними из самых надежных бумаг, выплаты денежных средств по которым гарантирует государство. Но никто не застрахован от дефолта, кризиса и т.д. И поэтому, если в государстве будет объявлен дефолт, то ни вклады в банках, ни средства по облигациям не будут погашены и возвращены потребителям, потому что государство - банкрот.

Погашение облигаций

В существующем законодательстве четко обговорены все вопросы, связанные с погашением облигаций. Так, чаще всего возврат средств осуществляется строго по истечении срока их действия. А на протяжении всего периода на счет человека начисляются проценты за использование предоставленной суммы.

Если были приобретены процентные облигации, то после окончания срока к основной сумме будут добавлены проценты за пользование денежными средствами.

В случае если это были конверсионные облигации государственного займа, то начисление процентов осуществляется раз в полгода.

Именно поэтому узнавать данную информацию нужно в тот момент, когда заключается договор на приобретение этих ценных бумаг.

Многие помнят именно этот год, когда СССР в последний раз выпустил свои облигации и к огромному сожалению людей не произвел по ним ни одной выплаты. А случилось следующее. К тому моменту, когда население встало в очередь за своими деньгами, государства, по сути, уже не существовало, и облигации с каждым днем обесценивались все больше и больше, превращаясь просто в красивые и шуршащие бумажки. Именно тогда недоверие к управляющим верхам возросло настолько, что и по сегодняшний день оно сохраняется.

Но некоторые сохранили те облигации и, к своей радости, продали их коллекционерам, вернув хоть небольшую часть вложенных средств.

Ценные бумаги государственного сберегательного займа

Облигации государственного сберегательного займа - это одни из самых молодых ценных бумаг, которые были выпущены государством. Их главное отличие состоит в том, что приобрести бумаги могут практически все организации на открытых либо на закрытых аукционах. А выплаты по ним и начисление процентов происходит в зависимости от экономической ситуации в стране.

Не все граждане нашей страны доверяют чиновникам и приобретают государственные облигации. И на то есть веские причины. Конечно же, это ситуация в 90-е годы 20 века. Но на сегодняшний день эти ценные бумаги считаются одними из самых надежных.

Стабильное финансовое состояние страны – залог благополучия населения, потому правительство стремится его контролировать, в том числе и за счет выпуска гособлигаций. Облигации государственного займа (ОФЗ) являются средством для покрытия бюджетного дефицита посредством выпуска федеральных ценных бумаг. Грубо говоря, государство берет у граждан в заем денежные средства под определенный процент. За последние несколько лет бюджетные доходы уменьшились (главным образом из-за резкого падения цены на нефть) и выпуск госзаймов снова стал актуальным.

Что такое государственные облигации

Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

Облигации федерального займа

Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важной частью фондового рынка в любой стране. Так можно регулировать временно свободные средства финансовых учреждений и физических лиц. Виды государственных ценных бумаг:

  • безналичные и наличные;
  • бездокументарные и документарные;
  • доходные и гарантированные;
  • нерыночные и рыночные;
  • на предъявителя и именные.

По функциям ГЦБ различаются:

  • государственные долгосрочные купонные обязательства;
  • государственные краткосрочные бескупонные обязательства;
  • облигации сберегательного займа;
  • облигации внутреннего валютного займа;
  • государственные казначейские векселя;

Кто является эмитентом

Эмитент – это организация, которая берет на себя выпуск и обеспечение ценных бумаг. В случае с госзаймом в этой роли используется государство. Оно же должно обеспечивать доходность своих ценных бумаг и гарантировать права их держателей на получение дохода от возврата денежных средств по окончанию действия госзайма. Это условие надежности облигаций государственного займа. Сейчас ситуация в стране намного стабильнее, чем в 90х годах, так что вложения в госзайм может быть надежным.

Доходность государственных облигаций РФ

Государство объявило о доходности ОФЗ, выпущенных в 2019 году, в размере от 8,5% годовых. Сравните – прибыль с депозитов в крупнейших банках России редко поднимается выше 7,5-8%. Можно считать приобретение государственных ценных бумаг вполне выгодным мероприятием. С другой стороны банки берут комиссию в размере от 05 до 1,5% в зависимости от количества приобретенных госзаймов. Итак, если вы погасите их через три года, то ваш доход за вычетом комиссии будет составлять 9,02%.

Стоит ли покупать облигации федерального займа

Правильно говорят: «Государство не обманешь, скорее оно тебя». Россияне уже имеют печальный опыт того, как заимствование денег у населения через займы сначала было добровольно принудительным в советское время или откровенно мошенническим, как в случае ГКО. Логично, что сейчас к госзайму отношение настороженное. МинФин же уверяет: сейчас, когда внешние долги СССР уже отданы, а дефицит бюджета есть, но не критичен, самое время инвестировать свободные средства в ценные бумаги, как вариант.

Ситуация с государственными ценными бумагами прошлых лет немного другая. По рискам эти инвестиции мало отличаются от других вложений на фондовой бирже. Причем самостоятельно приобрести старые ОФЗ нельзя, тут лучше воспользоваться услугами посредников – трейдеров, паевых инвестиционных фондов. Это потребует дополнительных расходов, зато снизит риск первичных инвестиций.

Срок погашения

В системе госзаймов не предусмотрены штрафы за досрочный возврат денег, дается гарантия на 100% погашение займа, причем вернуть можно любую сумму. Хотите получить доход с процентов – не рассчитывайте забрать деньги раньше, чем через год. В противном случае владелец ОФЗ два раза платит комиссию банку (при досрочном погашении комиссия взимается тоже). Зато через год стоимость ваших ОФЗ увеличится на 6-8,5%, через три – на 10,5 процентов. Цена облигаций постоянно меняется в зависимости от экономического состояния на российской фондовой бирже.

Продажа и покупка облигаций

Частные лица могут приобрести ОФЗ-17 с 26 апреля 2019 года до 25 октября 2019 года. Продаваться они будут в отделениях Сбербанк и ВТБ 24. Госзайм 2019 года нельзя будет купить на бирже или через посредников. Это сделано, чтобы предотвратить спекуляции. ОФЗ-Н (народные) не могут быть приняты как залог при кредитовании, с ними не могут производиться операции дарения. Единственный способ передачи ценных бумаг другому лицу – по наследству.

Как купить облигации федерального займа физическому лицу

Процедура покупки облигаций федерального займа 2019 года происходит просто: вы приходите в отделение Сбербанка или ВТБ (не забудьте сначала выяснить, продаются ли там ОФЗ). Заключаете договор и приобретаете. Другой вариант – покупка ОФЗ онлайн через личный кабинет на сайтах банков. Облигация государственного займа является собственностью покупателя и не может быть подарена или продана.

Где купить облигации

Предполагается, что продажа облигаций федерального займа будет проходить в крупных банках РФ – Сбербанке и ВТБ24. Не каждое отделение банка предоставляет эту услугу, ОФЗ будут продаваться в больших отделениях, предлагающих услугу Сбербанк-Премьер. Ценные бумаги от государства прошлых лет приобретаются на бирже, лично или через брокерские конторы или паевые инвестиционные фонды с небольшой комиссией.

Сколько стоят облигации государственного займа

Номинал одной облигации госзайма составляет 1 тысячу рублей. Это касается как старых государственных ценных бумаг, так и новых, которые будут выпущены в 2019 году. Причем введено новое ограничение – минимальная партия ОФЗ составляет 30 000 руб., максимальная 15 000 000 руб. Облигации, выпущенные до 2019 года, также имеют номинал в тысячу руб., но в количестве неограниченны.

Сколько можно заработать на облигациях

Новые ОФЗ-2017 имеют фиксированный доход. Доход ОФЗ-17 сроком на три года получается в районе 9% годовых, с учетом выплаты комиссии. Другие государственные ценные бумаги обещают более высокую прибыль – долгосрочные облигации (10-15 лет) до 14-16% годовых, краткосрочные на один-два года – до 11% годовых. Встречаются и более высокие проценты, но, как известно, чем выше прибыль, тем больше и риск ее не получить. Управление купленными госзаймами осуществляется или через посредников, или же самостоятельно при условии создания ЭЦП и собственного личного кабинета на бирже.

Видео: Федеральные государственные ценные бумаги РФ

В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.

Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.

Облигация 1936 года на сумму 10 рублей

Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.

Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.

Существовали займы нескольких типов:

Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.

Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.

Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.

Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.

Годы НЭПа

Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.

С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.

Индустриализация

С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.

С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.

В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.

Облигации военного времени

С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.


Облигация военного займа 1944 года

Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.

Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.

Восстановление народного хозяйства

С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.


Облигация 2% займа 1948 года

В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.

С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.


Облигация 1952 года на сумму 500 рублей

Последние займы СССР

В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.

Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.

Займы современной России

Распад СССР привёл к обмену облигаций 1982 и 1990 года на новые образца 1992. Они были выигрышными, призы разыгрывались 6 раз в год, после чего выплаты погашались. Сильная инфляция почти обнулила вклады населения, а в 1998 году в ходе деноминации рубля были деноминированы и вклады. Для этой цели выпустили новые ценные бумаги с сокращённым в тысячу раз номиналом. Несмотря на многочисленные суды, сохранить их первоначальный номинал не удалось.


Облигация 1992 года на сумму 1000 рублей

В 2000 году выпущены последние облигации номиналом 500 рублей сроком на полтора года. Они снабжались купонами, по которым два раза можно было получить проценты.

С 1 октября 2002 года в течение двух лет проводился выкуп всех займов Российской Федерации с выплатой процентов. Он был продлён и на весь 2005 год, а позже выплаты проводились только на основании судебных решений.

Облигации ушли в прошлое, как и государственные займы вообще. Сейчас вклады осуществляются только в коммерческие банки на различных условиях. Некоторый аналог облигаций есть у Сбербанка – сберегательные бумажные сертификаты, выдаваемые на любую сумму на определённый срок. По истечении срока сертификат погашается с выплатой процентов. Если сертификат погашен ранее срока, выплата процентов не производится. Точно также работают и многие вклады.

Выуски облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР:

Год Название займа Тип Срок Общая сумма Примечание
1922 Первый внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 8 месяцев 10 млн пудов ржи
1922 Государственный 6% выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 10 лет 100 млн. р.
1923 Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 100 млн пудов ржи
1923 Государственный краткосрочный сахарный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 1 млн пудов сахара-рафинада
1924 8% внутренний золотой заём выигрышный 6 лет 100 млн. р.
1924 Второй государственный выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 5 лет 100 млн. р.
1924 Крестьянский выигрышный заём 5-процентно-выигрышный 1 год 9 мес. 50 млн. р. Частично перевыпущен в 1925 году
1925 Государственный краткосрочный 5% внутренний заём 5-процентный 1 год 10 млн. р.
1925 Государственный внутренний заём хозяйственного восстановления процентный 4,5 года 300 млн. р. Серии В и Г выпущены в 1926 году
1925 Второй крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 2 года 100 млн. р.
1926 Второй государственный 8% внутренний заём 8-процентный 5 лет 100 млн. р.
1926 выигрышный 5 лет 30 млн. р.
1927 Государственный внутренний 10% выигрышный заём 10-процентно-выигрышный 8 лет 100 млн. р.
1927 Третий государственный 8% внутренний заём 8-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Третий крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 3 года 25 млн. р.
1927 Государственный внутренний 12% заём 12-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 6-процентно-выигрышный 10 лет 200 млн. р.
1928 Государственный внутренний выигрышный заем укрепления крестьянского хозяйства 6-процентно-выигрышный 3 года 100 млн. р.
1928 Второй государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 10 лет 50 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1928 Государственный внутренний 11% заём 11-процентный 10 лет 300 млн. р.
1928 Четвертый государственный 8% внутренний заём 8-процентный 15 лет 400 млн. р.
1929 Третий государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 750 млн. р. Выпуск дополнен на 250 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1929 Государственный внутренний заём выигрышный 5 лет 125 млн. р.
1930 Государственный внутренний 9% выигрышный заём процентно-выигрышный 10 лет 50 млн. р.
1930 Государственный внутренний выигрышный заём «Пятилетка в четыре года» два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 1,2 млрд. р. На облигации этого типа с добавлением доплатных талонов обменивались облигации 6% займа 1927 года, укрепления крест. хоз. 1928 года и второго займа индустриализации 1928 года
1931 Государственный внутренний заём «Пятилетка в четыре года» 10 лет 1,6 млрд. р.
1932 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 100 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей в 1933 году с новой датой
1932 Государственный внутренний заём четвертого завершающего года пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,2 млрд. р.
1933 три варианта: выигрышный, 7-процентный и 10-процентный 10 лет 3 млрд. р.
1934 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1935 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 300 млн. р.
1935 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 8-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1936 Государственный внутренний заём второй пятилетки 20 лет 4 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации "Пятилетка в четыре года", "Четвёртого завершающего года пятилетки" и "Заём второй пятилетки" 1930-1935 годов
1937 Государственный внутренний заем укрепления обороны СССР два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 4 млрд. р.
1938 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет 600 млн. р. Перевыпускался дополнительно в 1939, 1940 и 1946 годах. На облигации этого займа были заменены ранее не погашенные облигации выигрышных займов 1929, 1932 и 1935 годов и 9% займа 1930 года.
1938 два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 5,9 млрд. р.
1939 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 6 млрд. р.
1940 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 8 млрд. р.
1941 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 9,5 млрд. р.
1942 Государственный военный заём 20 лет 10 млрд. р. Процентный выпущен в феврале 1943
1943 Второй государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 12 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1944
1944 Третий государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1945
1945 Четвёртый государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1946
1946 выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 3% внутренний выигрышный заем два варианта: выигрышный и 3-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации выигрышного займа 1938 года по курсу 3:1
1948 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 2% заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 5:1
1949 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1950 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1951 выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1952 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1953 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1954 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1955 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1956 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1957 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1966 Государственный 3-процентный внутренний выигрышный заём 3-процентно-выигрышный 20 лет Не выплачен полностью из-за распада СССР
1982 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет Не выплачен полностью, конвертирован в заём РФ 1992 года, а заем деноминирован в заём 1998 года, выплаты по которому завершены в 2005

Фотографии предоставлены пользователями сайта: NOTGELD, SAKHAR.

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Грамотное управление долгом государства необходимо также в социальном и политическом контексте. От этого зависит поддержка социально направленных финансовых программ, стабильность политической системы страны, ее адекватная, суверенная позиция на международной арене.

Нельзя сказать, что государственные заимствования это прерогатива лишь стран, слабых экономически. В эффективной кредитной политике в той или иной мере нуждаются все государства. Главным остается одно – выбор в пользу займа нуждается в полноценном анализе, кропотливой предварительной работе и надежном обслуживании взятых обязательств.

Анонс статьи. Обзор вопроса о государственном займе. Определение понятия, его классификация, формы, разновидности, особенности управления долгом государства, сведения о ценных бумагах.