Как смотреть расшифровку выписки из налоговой. Как расшифровать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам

Многие налогоплательщики для контроля за состоянием начисления и уплаты налоговых платежей регулярно проводят сверку расчетов с бюджетом, запрашивая у налогового органа такие документы, как справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выписка операций из лицевого счета, акты сверки и др. Особенное значение имеет сверка расчетов с бюджетом для крупных организаций и организаций, участвующих в тендерах, ведь им важно отсутствие задолженности перед бюджетом.

Раньше налогоплательщики могли пользоваться для получения информации о состоянии расчетов с бюджетом сервисом ИОН-online. ФНС России в Письме от 10.03.2015 № ПА-4-6/3702 сообщила о завершении пилотного проекта по предоставлению информационных услуг налогоплательщикам в режиме ИОН-online. Видимо, закрытие ИОН-online связано с вводом в промышленную эксплуатацию сервиса на сайте nalog.ru, предоставляющего помимо прочих и аналогичную услугу.

Теперь для получения сведений из лицевого счета при подготовке к сверке с ФНС можно пользоваться одним из двух способов:

  • Отправлять запросы ИОН offline на получение информации о состоянии расчетов с бюджетом (лицевого счета). Сделать такой запрос в системе Контур.Экстерн можно через меню ФНС – Запросить сверку. Инструкция по работе с сервисом доступна по ссылке http://www.kontur-extern.ru/support/faq/39/27 .
  • Воспользоваться сервисом «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» на сайте nalog.ru.

В связи с этим в программах «Баланс-2W» и «Баланс-2: Расчеты с бюджетом», а также в разделе «Сервисы ФНС» на странице ссылка «Информация из лицевого счета в режиме online» заменена на «Состояние расчетов с бюджетом из Личного кабинета »

Напомним, что НП может запросить через ИОН offline следующие сведения:

  • Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;
  • Акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;
  • Выписку операций по расчету с бюджетом;
  • Справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов;
  • Перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году.

Для автоматизированного импорта актов сверки и выписки операций в программу «Баланс-2: Расчеты с бюджетом» с целью формирования консолидированных документов и сравнения выписок операций по данным налогоплательщика и по данным налогового органа необходимо в запросах на сверку (ИОН Запросы) заказывать XML-документы. Программа позволяет получить xml-файлы выписок и справок через любого оператора электронного документооборота. Отметим, что в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» можно получить только PDF-файлы документов.

Если компания небольшая, то провести сверку расчетов с бюджетом можно и на основании PDF-файлов, а крупным организациям удобнее воспользоваться возможностью автоматизированной сверки, которую предоставляет программа «Баланс-2: Расчеты с бюджетом». Программа сверяет операции в карточке начислений, которую ведет налогоплательщик, и в выписке операций из системы ИОН и выдает результаты сверки в удобном для пользователя виде.

Пользователи программы «Баланс-2W» могут производить начисления в карточки программы «Баланс-2: Расчеты с бюджетом» непосредственно из подготовленных налоговых деклараций нажатием одной клавиши.

Последние доработки в «Баланс-2: Расчеты с бюджетом» позволяют формировать консолидированные справки по выпискам документов, полученных из налогового органа, по всем обособленным подразделениям организации. Также в новой версии программы «Баланс-2: Расчеты с бюджетом» имеется возможность формирования сводных справок по нескольким КБК.

Взаимоотношения предприятий и налоговых органов (ИФНС) не прекращаются на протяжении всей истории хозяйственной деятельности. Это отрегулировано налоговым законодательством Российской Федерации.

Все, казалось бы, просто и понятно, но на самом деле очень часто между хозяйственным субъектом и ИФНС возникают технические, экономические и финансовые разногласия.

Почему это происходит и что необходимо делать в этой ситуации, мы разберем в материале этой статьи.

Прежде чем рассматривать тему статьи в деталях, ответим на главный вопрос, что означает знаки «плюс» и «минус» в Справке о состоянии расчетов по налогам (далее просто «Справка»).

Итак, Справка может быть:

  • «Нейтральной» – это указывает, что ваши финансовые параметры полностью совпали с показателями налоговых органов;
  • Справка со знаком « плюс» – ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет переплату;
  • Справка со знаком «минус»- ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет задолженность пред бюджетом.

Каждому предприятию время от времени необходимо уточнять состояние бюджетных отчислений . Знакомая ситуация, когда компания запросила справку об отсутствии у нее задолженности пред бюджетом. Но в выдачи указанного документа из налоговых органов было отказано по причине существующей задолженности.

Для того чтобы предприятие не попадало в подобную ситуацию «цейтнота» необходимо через определенный период сверять свои данные с ИФНС. Кроме того этого требует достоверность отчетности бухгалтерии компании (инвентаризация бюджетных расчетов при составлении годового отчета бухгалтерии).

Несколько моментов о процедуре сверки

ИФНС согласно утвержденному Регламенту может инициировать сверку отчислений компаниями в бюджет:

  • Ежеквартально для предприятий – крупных хозяйственных субъектов для конкретной инспекции;
  • Если ваша компания изменила юридический и физический адрес. И предприятие должно сменить ИФНС;
  • Ликвидации компании или ее банкротство.

Сверка может проводиться по инициативе хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо направить письмо в налоговые органы, о необходимости проведении сверки с указанием календарного периода сверки.

Важно знать! В период сверки законодательно не имеет ограничений, тем ни менее инспекторы налоговых органов, чаще всего проводят сверку за последние три года работы компании.

Если вам необходимо сверить данные отчислений в бюджет за более поздний срок, вы смело можете на этом настаивать. В противном случае вы всегда сможете опротестовать незаконный отказ через вышестоящую инстанцию ИФНС.

Письмо – запрос не имеет установленного формата . Вы можете все излагать в произвольной форме и отправить курьером или через сервис почтовой службы с получением уведомления.

Возможно, конечно, общаться и по телефону , но в случае возникновения серьезных разногласий, решение споров может быть перенесено и судебные инстанции. И соблюдение или нарушения Регламента может иметь в этом случае веские основания.

Получив ваше письмо, у инспектора налоговой есть всего пять дней для формирования раздела I Акта сверки. Раздел отражает сальдо налоговых отчислений (расчётов).

Если данные (компании налогоплательщика) совпадают с актом сверки, вам остается только подписать этот документ. Время сверки при отсутствии разногласий, как правило, занимает не более десяти дней (с момента поступления письма в инспекцию). В жизни, конечно, все не так гладко, как предписано нормативными документами.

Инспекторы тоже не всегда придерживаются принятых правил. Это может нарушить сроки получения Справки о состоянии расчетов по налогам и привести к некоторым неудобствам работы компании.

Вы получили акт, но данные бухгалтерии компании не совпадают с данными налоговой инспекции:

  1. Компания возвращает Акт сверки в ИФНС с указанием несовпадающих сумм. В результате вы отправляете Акт с разногласиями. Далее необходимо искать причины разногласий.
  2. ИФНС после получения от компании Раздел I должны приступить к формированию Раздела II для более детального отражения бюджетных перечислений компании.
  3. После устранения всех разногласий и при полном соответствии сумм между компанией (налогоплательщиком), инспекторы обязаны, повторено подготовить Раздел I указанного акта и вручить его предприятию.

Подведём резюме

Все возможные противоречия и разногласия при выполнении своих налоговых обязательств компания обязана устранять в самые минимальные сроки. И добиваться этого только за счет официального регламента не всегда удается.

Необходимо постоянно держать руку на финансовом пульсе. Налоговая политика компании отражает ее реальный рейтинговый статус. Нужно не забывать это.

В выписке по расчетам с бюджетом содержатся сведения по начисленным и оплаченным налогам за определенный период времени. Из этого документа можно узнать о всех начисленных обязательствах по сданным декларациям, проверить поступление платежей в налоговую.

Выписка операций по расчетам с бюджетам — что это?

Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.

Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой. Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.

Как заказать Выписку по расчетам с бюджетом

Получить выписку по налогам можно электронно или лично обратиться в инспекцию с заявлением. В заявлении указываются реквизиты налогоплательщика, название налога, по которому нужны сведения и период времени. Образец заявления в этом документе по ссылке .

Электронно получить выписку можно через систему сдачи отчетности, например, Эльбу (раздел Отчетность -> Сверка с налоговой -> Создать запрос -> Выписка по расчетам с бюджетом <указать год>). Здесь и далее нажмите на картинку для увеличения.

Есть вариант заказать документ через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Для подключения личного кабинета нужно обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом. Вам выдадут логин и пароль для входа в систему. После входа в ЛК физического лица необходимо активировать личный кабинет ИП. Выписка формируется в разделе Мои налоги, страховые взносы -> Все обязательства -> Выписка операций по расчетам с бюджетом .

Нажмите на изображение для увеличения

Более подробно о личном кабинете ИП на сайте налоговой — как подключить и как пользоваться читайте в одноименной статье.

После получения выписки переходим к расшифровке и анализу сведений.

Как читать выписку по расчетам с бюджетом

Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.

В таблице указаны основные расчетные сведения.

В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2017 — это дата когда ИП сдал декларацию за 2017 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации: 25 апреля, 25 июля и 25 октября.

В графе 3 указывается наименование операции. Мы видим две операции: «уплачено» и «начислено по расчету». Бывают и другие операции, например, «программно доначислена пеня по пересчету»

«Уплачено» - платежи ИП в налоговую.

«Начислено по расчёту» - налог, который необходимо заплатить. Начисленные платежи налоговая проводит по деклараци, из которой узнает когда и сколько должен заплатить ИП.

В графах 4-8 указываются сведения о документе, по которому сделана запись. Так, для декларации указывается дата сдачи в налоговую, а для платежного поручения дата списания с расчетного счета. В столбце «Вид» зашифрованы документы:

РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).

ПлПор — платежное поручение.

ПрРас — программный расчет пеней.

ПС — инкассо

Графа 9 «Вид платежа» может принимать значение налог, пени и штраф.

В графах 10-12 указываются суммы. Платежи предпринимателя попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог - в столбец «Дебет».

В графах 13 и 14 «Сальдо расчетов» подводятся итоги по долгу или переплате нарастающим итогом. Со знаком «+» указываются переплата налогоплательщика, а с «–» задолженность.
Сальдо расчётов разделено на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом указаны сведения по конкретному платежу - только по налогу, по пени или штрафу. Во втором общий итог по карточке с учетом налога и пени.

Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:

Выписка по налогу УСН с объектом «доходы» содержит сведения за период с 1 января 2017 г. по 13 октября 2017 г.
1. Сальдо расчетов на 1 января в пользу налогоплательщика (переплата) составляет 82 126 руб.
2. По итогам сданной декларации по УСН за 2016 г. 10 января 2017 начислены обязательства:
— за 1 кв 2016 г. 1 920 руб. по сроку 25 апреля 2016 г.
— за полугодие 2016 г. 10 295 руб. по сроку 25 июля 2016 г.
— за 9 мес 2016 г. 69 911 руб. по сроку 25 октября 2016 г.
Всего 82 162 руб. Обязательства погашены переплатой числящейся на 1 января 2017 г. и сальдо расчетов с ИФНС равно 0.
3. По платежному поручению № 47 от 10 января 2017 г. поступила сумма 114 760 руб. в оплату налога. Сальдо 114 760 руб. в

4. По платежному поручению № 11 от 7 апреля 2017 г. поступила сумма 1 720 руб. в оплату налога. Сальдо 116 480 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
5. Отражено обязательство по налогу за год по декларации за 2016 г. в размере 114 760 руб. по сроку оплаты 2 мая 2017 г.
Обязательство погашено переплатой. Сальдо расчетов 1 720 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).
6. По платежному поручению № 55 от 6 июля 2017 г. поступила сумма 7 950 руб. в оплату налога. Сальдо 9 670 руб. в пользу
налогоплательщика (переплата).
7. По платежному поручению № 66 от 5 октября 2017 г. поступила сумма 81 580 руб. в оплату налога. Сальдо 91 250 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
По состоянию на 13 октября сальдо по налогу составляет 91 250 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).

Данная переплата вовсе не означает, что её можно попросить у налоговой к возврату на расчетный счет. Если посмотреть внимательно, то видим, что сальдо 91 250 руб. состоит из трех платежей:
– 1 720 от 07.04.2017 г.
– 7 950 руб. от 06.07.2017 г.
– 81 580 руб. от 05.10.2017 г.
Эти суммы не что иное как авансовые платежи по налогу, которые платятся каждый квартал в течении года. До сдачи декларации эти платежи числятся в карточке как переплата, но после проведения налоговых обязательств они будут зачтены в оплату налога. Срок сдачи декларации по УСН для ИП до 30 апреля следующего за отчетным годом, поэтому в данном примере переплата «уйдет» после сдачи декларации уже в 2018 году.

Ответы на популярные вопросы

Что делать если налог оплачен платежным поручением с верными реквизитами, но так и не поступил в налоговую?

Такое бывает. Необходимо написать заявление в налоговую на розыск платежа. Если платежа нет в карточке операций по расчетам с бюджетом, а у вас на руках есть платежка с отметкой банка с правильными реквизитами, то заявление пишем в произвольной форме. Например, так:

Если в платежке допущены ошибки, то указать правильные реквизиты можно через личный кабинет ИП в разделе Моя почта -> Обратиться в налоговый орган -> Расчеты с бюджетом -> Заявление об уточнении платежей -> Прочие платежи . В открывшейся форме указываем реквизиты платежного поручения: номер, дату и сумму.

В найденном платежном поручении можно ввести новые правильные реквизиты и тут же сформировать и отправить заявление на уточнение платежа.

Остались вопросы? Нужна помощь с расшифровкой выписки? Напиши в WhatsApp и получи консультацию.

Далеко не все налогоплательщики знают, что такое КРСБ, однако это понятие неразрывно связано с уплатой налогов. Это своеобразная база данных, которая принадлежит каждому физическому и юридическому лицу, зарегистрированному в ИФНС. В данной статье пойдет речь о том, что представляет собой эта аббревиатура и для чего используется в сфере налогообложения.

Как расшифровывается понятие

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов .

В соответствии с едиными требованиями Приказа ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки , поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Зачем нужна карточка расчетов с бюджетом

Нередко у предпринимателей и ИФНС возникаю нестыковки при проверке состояния налоговых платежей. В таких ситуациях источником необходимой информации служит база данных КРСБ или так называемый лицевой счет налогоплательщика.

Мероприятия по учету средств, поступающих в бюджет, позволяют избежать переплат или накопления долгов со стороны субъекта налогообложения: юридического или физического лица.

Налоговые органы прибегают к использованию данного инструмента учета платежей, поскольку статья 32 НК РФ возлагает на ИФНС обязанности по сверке сумм уплаченных налогов, пеней, штрафов, формированию справок и выписок о состоянии лицевого счета налогоплательщика и так далее. Во время камеральных проверок налоговая служба будет ссылаться на КРСБ, однако начиная с 2010 года, этот документ утратил свою юридическую силу и с тех пор носит только справочный характер. Следовательно, карточка является дополнительным инструментом для организации или предпринимателя, позволяющим налогоплательщику контролировать состояние своего лицевого счета.

Кто ведет документ

Базу данных КРСБ ведет непосредственно ФНС на основании сведений, подаваемых налогоплательщиком. Для этого в налоговую подают налоговые декларации по формам 2-НДФЛ (в конце отчетного года) и 6-НДФЛ (ежеквартально) . Использование карточек РСБ - процедура, подведомственная налоговым органам, осуществляемая как по инициативе налогоплательщика, так и ИФНС.

Закрытие карточки также осуществляется через ИФНС, в частности для постановки на учет налогоплательщика на новом месте. Тогда лицо снимают с учета в одном налоговом органе и переводят в другой территориальный отдел ФНС в установленном порядке. Что касается штрафов за просрочку налоговых выплат и административные правонарушения, то КРСБ с этими данными не передают на новое место учета, а открывают по месту нахождения органов, вынесших решение о санкциях в отношении налогоплательщика. То есть, информация, не отражающая деятельность организации/ИП, не подлежит передаче в другую ИФНС .

Что такое КРСБ в налоговой

КРСБ налогоплательщика оформляется в момент регистрации предпринимателя или организации и представляет собой особый бланк, в который заносят сведения о произведенных денежных отчислениях в бюджет. В настоящее время помимо налогов в карточке учитывают операции по уплате страховых взносов.

КРСБ открывают не только для непосредственных налогоплательщиков, но и для так называемых налоговых агентов, которые в порядке своих обязанностей удерживают средства у налогоплательщиков и перечисляют их в налоговый бюджет организации, а затем и в казну. Если ИП или ООО платит ЕСН и страховые взносы на пенсионное страхование физических лиц, то в ФНС открывают дополнительную КРСБ с соответствующим назначением.

Какие сведения содержатся в карточке

В карточке расчетов с бюджетом фиксируют три вида данных:

  • информацию о начисленных суммах: налогах, штрафах и пеням по ним;
  • информацию об уплаченных налогах, штрафах, пенях;
  • сальдо между начисленными и уплаченными суммами (отрицательное значение - долг; положительное - переплата).

Эти сведения вносят в КРСБ из предоставленных деклараций, решений по результатам камеральных проверок, судебных решений и других возможных документов.

Из этого следует, что карточка отражает состояние выплат средств в бюджет, поступающих от различных субъектов хозяйственной деятельности . Однако эта информация не всегда соответствуют действительному положению дел. Кроме того, в КРСБ могут числиться так называемые безнадежные долги, нереальные к взысканию. Они могут находиться в документе годами и сильно искажать значение сальдо.

Особенности заполнения

Сведения, вносимые в КРСБ, систематизированы, поэтому отдельные карточки формируют по таким критериям, как:

  • срок оплаты налога: существуют КРСБ для налогов, оплачиваемых в настоящий момент и поквартально;
  • КБК организации;
  • код ОКТМО;
  • статус налогооблагаемого субъекта.

Заполнение бланка КРСБ имеет свои особенности, среди которых отмечают следующие правила:

  • в карточку вносят только те сведения об НДФЛ, которые прошли соответствующую проверку (п.1, разд.10 Единых требований от 18.01.2012 г.);
  • не удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ не заносят в карточку (письмо ФНС РФ от 04.08.2015);
  • недоимки по налогам начисляют не только на основании карточки, но и других документов, отражающих суммы выплат.

Выплаты контролирует ФНС, на них заводят отдельную КРСБ.

Порядок получения сведений

Для контроля состояния своего лицевого счета налогоплательщики могут обратиться в ИФНС и запросить справку по КРСБ, выписку, а также составить акт сверки.

Проверить наличие долгов по налогам можно двумя способами:

  • посредством сайта nalog.ru в ЛК налогоплательщика (с 2015 года доступна проверка не только для юридических лиц, но и для ИП);
  • запросить информацию через сервис ИОН-offline, для этого нужно зайти в систему Контур Экстрен , и осуществить сверку.

Через сервис информационного обслуживания налогоплательщика можно получить следующие документы:

  • справку о состоянии ЛС;
  • акт сверки;
  • выписку о расчетах с бюджетом;
  • справку об исполнении плательщиком своих налоговых обязанностей;
  • отчеты (бухгалтерские, налоговые), предоставленные в отчетном году.

Для автоматизации получения сведений из ИОН можно использовать ПО «Баланс-2» , которое позволяет импортировать полученные документы в любую электронную систему документооборота.

Что касается сайта nalog.ru , то сведения выдаются только в формате PDF, что неудобно для крупных фирм, поэтому в данном случае предпочтительно пользоваться автоматической сверкой.

КРСБ является хоть и чрезвычайно важным и информативным документом, но отнюдь не исчерпывающим. В налоговой практике установлено, что иногда налоговики ссылаются на карточку во время проверок, однако это неправомерно по отношению к налогоплательщикам и результаты можно оспорить в судебном порядке. Таким образом, карту КРСБ нельзя считать самостоятельным, полноценным документом, по которому можно производить сверку налоговых начислений и выплат.

Подробнее о правилах заполнения КРСБ смотрите ниже на видео.

Какому налогоплательщику не приходилось хотя бы раз проходить сверку расчетов по налогам, пеням и штрафам в налоговом органе? Те, кто справился с указанным процессом, считают это достижением и нередко делятся своим опытом с теми, кому еще только сверка предстоит. Попытка описать полученный опыт подготовки к сверке привела авторов к составлению методики.

Законодательным актом, регулирующим проведение сверки, является Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В нем определены порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика, случаи прохождения сверки расчетов, сроки и некоторые особенности проведения, например, для крупнейших налогоплательщиков или при ликвидации организации. Однако документ регламентирует только действия сотрудников налоговых органов, о действиях же налогоплательщика, которые ему следует предпринять для прохождения сверки, не упоминается. Попытаемся ликвидировать этот пробел.

На первом этапе подготовки к сверке налогоплательщику необходимо получить акт сверки расчетов – документ, формируемый налоговым органом и содержащий начальное и конечное сальдо за выбранный период, суммы произведенных начислений и/или уменьшений сумм налогов и уплаты по ним (см. рисунок). Форма акта сверки утверждена Приказом ФНС РФ №ММ-3-25/494@ . Акт сверки можно получить как в бумажном виде после запроса в налоговой инспекции, так и в электронном виде через систему информационного обслуживания налогоплательщиков (далее – система ИОН), что гораздо проще. Такая услуга доступна налогоплательщикам, сдающим отчетность в электронном виде, о чем говорится во Временном порядке обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет . Акт сверки расчетов является одним из пяти возможных типов документов, которые может запросить налогоплательщик через Интернет. Также популярным документом, запрашиваемым через систему ИОН, является выписка операций по расчету с бюджетом , представляющая собой перечень операций за указанный период, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика в налоговом органе.

На сегодняшний день электронные документы, полученные из системы ИОН, не являются юридически значимыми и выполняют информационную функцию. В то же время Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ введена обязанность налоговых органов оформлять результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам актом совместной сверки и передавать его налогоплательщику в электронном виде [подп. 11 п. 1 ст. 32]. После утверждения формата акта, проект которого был размещен на сайте ФНС России 20 августа 2010г. , утверждения порядка передачи акта сверки, проект которого был размещен на сайте ФНС России 22 сентября 2010г , внесения правок в порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика и доработки программного обеспечения налоговых органов процесс сверки расчетов может осуществляться в электронном виде.

На втором этапе , после получения акта сверки, налогоплательщику следует определить, есть ли расхождения между имеющимися у него сведениями и данными налогового органа. Для этого можно сравнить сальдо соответствующих субсчетов, открытых к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Однако тут вероятны сложности, поскольку в бухгалтерском учете начисление налогов (авансов) осуществляется последним днем налогового (отчетного) периода , а в налоговом органе – на дату срока уплаты налога . Следствием может стать наличие в акте сверки переплаты, которой в бухгалтерском учете, естественно, нет. Поэтому, прежде чем сравнивать остатки, сальдо бухгалтерских счетов нужно скорректировать на суммы начисленных налогов, декларации по которым еще не поданы.

Для удобства контроля за состоянием расчетов с бюджетом служат регистры расчетов по налогам , которые во многом схожи с карточкой расчетов с бюджетом в налоговом органе. Эти регистры, как правило, содержат следующие параметры:

  • наименование операции (начислено, уплачено, возвращено и т. п.);
  • законодательно установленный срок уплаты с учетом выходных, праздничных дней и их переносов;
  • сумму операции;
  • реквизиты документа-основания (декларации/расчета, платежного поручения и др.);
  • период, за который производится операция.

Третий этап прохождения сверки зависит от того, выявлены ли расхождения в акте сверки или нет. В последнем случае (т. е. когда расхождений не имеется или они настолько незначительны, что налогоплательщик готов с ними согласиться и погасить задолженность) акт подписывается с обеих сторон и налогоплательщику выдается справка об отсутствии задолженности. В первом случае, когда выявленные в акте сверки расхождения значительны и необходимо в срочном порядке выяснить, по какой причине они возникли, возможны трудности, которые разрешимы с помощью выписки операций по расчету с бюджетом . В ней содержится операции начисления и уплаты налогов, пеней, штрафов по данным налогового органа. Именно этот документ служит отправной точкой для разбора проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика. По каким причинам они могут возникнуть?

1. Алгоритм расчета пеней, описанный в ст. 75 НК РФ, легко применим для одной-двух операций при условии, что в течение периода просрочки уплаты налога ставка рефинансирования Центрального банка РФ менялась не более двух-трех раз. Такое может произойти, например, при недостаточности денежных средств на расчетном счете организации, в результате чего оплата налога была задержана на несколько дней. Тогда сумма пеней рассчитывается по формуле

Эта операция расчета и начисления суммы пеней на первый взгляд выглядит простой, но ее практическое применение вызывает трудности при наличии в карточке расчетов с бюджетом записей за предыдущие отчетные периоды, появившиеся в результате подачи уточненных расчетов.

2. Программное обеспечение налоговых органов «Система электронной обработки данных» (далее – система ЭОД) рассчитывает сумму пеней на конец месяца, и эта сумма не указывается при каждой новой операции в карточке расчетов с бюджетом. Сам алгоритм расчета пеней, учитывающий состояние карточки расчетов с бюджетом, вынесен в отдельный документ, разобраться в котором налогоплательщику самостоятельно довольно проблематично.

3. Ведение карточек расчетов с бюджетом в налоговых органах с применением системы ЭОД предполагает использование справочника операций, где помимо привычных «начислено», «уплачено», «возвращено», «зачтено» имеются операции, содержание которых, скорее всего, вызовет замешательство у налогоплательщика. Речь идет о таких операциях, как, например, «дата начала начисления пени по АвДекл установлена » или «», или «Сторно сторно для выделенной для требования пени » и др. Стоит отметить, что справочник операций карточки расчетов с бюджетом в системе ЭОД в налоговом органе насчитывает более 150 наименований. Это иногда приводит к тому, что в выписках, полученных налогоплательщиками, не все операции можно однозначно «идентифицировать» (сопоставить с привычными).

В силу указанных выше оснований этот этап подготовки к сверке с налоговым органом является наиболее трудоемким. Он заключается в сопоставлении состава операций, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика по данным налогового органа, и операций, самостоятельно учтенных налогоплательщиком при ведении расчетов с бюджетом. Здесь налогоплательщику предлагается использовать эвристические методы анализа , довольно широко распространенные для анализа ситуаций и выработки управленческих решений. В числе основных эвристических методов можно выделить ситуационный метод анализа , который предназначен для анализа многомерных ситуаций и явлений, таких как операции, содержащиеся в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков, с целью ограничения перебора решений задачи выявления проблемных мест. В данном случае ситуационный метод применяется для поиска парных операций, удовлетворяющих нескольким группам условий.

1. Сопоставление операций, содержащихся в выписке и регистрах учета начислений, по принципиальным параметрам , а именно:

  • наименованию операции;
  • сумме операции.

В этом случае операции признаются полностью совпавшими и исключаются из решения задачи по выявлению проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом.

2. Сопоставление операций по основным параметрам :

  • наименованию операции;
  • дате операции (срок уплаты налога или дата списания средств со счета);
  • сумме операции, если отклонение не выходит за рамки установленного предела, например 1-2 руб.

Такие операции признаются частично совпавшими и также исключаются из дальнейшего решения задачи.

3. Отслеживание взаимоисключающих операций типа «начислено по расчету» и «сторно начислено по расчету» при совпадении даты операции и суммы операции. С помощью операций типа «сторно», многочисленность которых в карточках расчетов с бюджетом препятствует наглядности выписки, в налоговом органе осуществляется «исправление ошибок», допущенных инспектором.

4. Сопоставление суммы пеней, рассчитанной налоговым органом на последнее число месяца, с суммой пеней, рассчитанной налогоплательщиком.

Сопоставление операций в выписке и регистре расчетов с бюджетом предлагается осуществлять через так называемые базовые операции , как-то: «сальдо», «начислено», «уплачено», «уменьшено», «возвращено», «зачтено». При этом учитывается тип платежа «налог», «пени» или «штраф». Если в выписке встретилась, например, операция «пеня, уменьшенная за период до СЭОД », ее можно приравнять к базовой операции «уменьшено пеней».

Результаты сравнения удобнее представить в табличном виде с выделением всех четырех возможных групп условий (см. таблицу).

Выписка операций по расчету с бюджетом Регистр расчетов по налогу
Наименование операции Дата операции Документ, основание Период Сумма Наименование операции Дата операции Документ, основание операции Период Сумма
Уплачено 20.01.2010 ПлПор, 25, 20.01.2010 510 494,00 Уплачено налога 20.01.2010 ПлПор, 25, 20.01.2010 510 494,00
Начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00 Начислено налога 20.01.2010 Декларация от 19.01.2010 IV квартал 2009 510 494,00
Начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Уплачено 19.02.2010 ПлПор, 139, 19.02.2010 510 493,00 Уплачено налога 19.02.2010 ПлПор, 139, 19.02.2010 510 493,00
Начислено по расчету 22.02.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.02.2010 IV квартал 2009 510 494,00 Начислено налога 22.02.2010 Декларация от 19.02.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Сторно начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, Ст2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Уплачено налога 19.03.2010 ПлПор, 275, 19.03.2010 570 397,00
Начислено по расчету 22.03.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00 Начислено по расчету 22.03.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.03.2010 IV квартал 2009 510 493,00
01.04.2010 Программно доначислена пеня по пересчету март 2010 1521,8