Срок действия банковской гарантии 223 фз.

  • Опубликовано в Закупки в СМИ
  • Прочитано 755 раз

Депутатом Государственной Думы Шайхутдиновым Р.Г. предложено внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части требований к для обеспечения исполнения обязательств участниками закупки.


В частности из пояснительной записки к законопроекту следует, что в настоящее время заказчики в рамках действующих норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе заказчики вправе предъявлять любые требования к (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их. На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками.

Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 12.04.2018 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов», вступающее в силу с 1 июня 2018 года. Указанным Постановлением установлено следующее.

Банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям (п.1 Постановления № 440):

наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;

наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-(ЬШ)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «гиВВ-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 01.01.2020 г. (п. 2 Постановления № 440), в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня «B-(RU)», и «гиВ-» соответственно могут осуществлять выдачу банковских гарантий.

Сегодня требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 1 Постановления,

потенциально соответствует от 49 до 102 банков. Однако на сложившемся рынке банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов в настоящее время работают 576 кредитных организаций.

В то же время, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ в действующей редакции каких-либо требований как к банкам, выдающим банковские гарантии, так и к самим гарантиям, не установлены.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, он устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым юридическими лицами с государственным участием (госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями). Действие этого закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних (часть 2.1. статьи 1).

Таким образом, закупки, осуществляемые субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, полностью или в значительной доле финансируются из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Представляется, что отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:

не способствует реализации ряда целей данного закона,

сформулированных в части 1 статьи 1: эффективное использование денежных средств, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

не соответствует принципу закупки, сформулированному в

пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В то же время распространение требований к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ на банки, выдающие гарантии в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, может осложнить ситуацию для банков, поскольку ограничения устанавливаются заказчиками, а значит, требуется регламентация таких требований и ограничений,

В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями введения института обеспечения заявки путем внесения изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ.

Также, принимая во внимание, что в нормативных правовых актах Правительства РФ, как правило, устанавливаются минимальные допустимые значения показателей, и в целях недопущения установления заказчиками необоснованно завышенных требований, законопроектом предлагается, и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков на установление к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, требований, превышающих минимально допустимые критерии, установленные Правительством Российской Федерации.

Избыточные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.

Дополнительно следует отметить, что законопроект позволит снизить риски представления подложных банковских гарантий.

Унификация требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и позволит снять барьеры для участия в закупках, а также поддержит процесс стабилизации и развития банковского сектора, будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг.

Для планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу до 1 января 2019 года.

Один из наиболее универсальных способов обеспечения исполнения обязательств – гарантия от банка. При участии в государственных торгах этот документ является обязательным, а регулирует вопросы предоставления банковской гарантии 223-ФЗ в г. Москва. В этом законе отражены все основные требования к данному инструменту.

Банковская гарантия по 223-ФЗ

    Подбор банка за 24 часа

    Минимальный пакет документов

    В полном соответствии с ФЗ

    На всех этапах вам будут помогать опытные специалисты

Или звоните
8 800 551-44-92
(бесплатно по РФ)

Особенности банковских гарантий согласно ФЗ-223

Гарантия представляет собой документ, согласно которому банк обязуется компенсировать кредитору определенную сумму средств, при условии того что клиент не исполняет обязательства, предусмотренные в контракте. Это один из наиболее универсальных финансовых инструментов, обеспечивающих надежное исполнение обязательств.

Банковская гарантия по 223-ФЗ делится на следующие виды:

    Для обеспечения заявки

Этот документ выступает в роли подтверждения серьезностей намерений поставщика для участия в торгах, а также как гарантия того что лицо не изменит существенные условия своего предложения.

    Возврата авансового платежа

Финансовое учреждение компенсирует заказчику денежные средства, при их нецелевом использовании или отказе от исполнения обязательств, предусмотренных в контракте.

    Обеспечения исполнения договора

Такая гарантия активируется, в случае если исполнительно не полностью выполни условия, закрепленные в соглашении, или выполнил их ненадлежащим образом.

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ

В Федеральном законе №223 предусмотрены определенные требования к этому финансовому инструменту. Обязательные условия:

  • Безотзывность документа;
  • Четко определенный срок действия;
  • Определенные заказчиком сроки принятия и отклонения гарантии;
  • Четкое указание сумм подлежащих выплате;
  • Указание взаимных обязательств сторон.

Дополнительно предусмотрено то, что гарантия подразумевает осуществление платежа по первому требованию кредитора. Клиенту банка, как правило, доступно приобретение услуги как для обсечения 100% суммы, так и для обеспечения ее части.

В момент предъявления требований о выплате гарантии, кредитор предоставляет в банк документ подтверждающий факт выполнения требований. Финансовое учреждение обязано исполнять условия, предусмотренные в договоре, но не обязано исполнять услуги места клиента.

Банковские гарантии по 223-ФЗ регулируются теми нормами, которые действуют по месту расположения банка, который оформил услугу и действующего законодательства РФ.

Отличительные черты банковской гарантии по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Процедура получения банковской гарантии регулируется не только 223-ФЗ, но и 44-ФЗ. Эти законодательные акты различаются жесткостью по отношению к лицам, участвующим в государственных торгах.

ФЗ-44 обуславливает основы проведения тендерных торгов и устанавливает определенный круг требований, которые определяют факт ее действительности.

Основные отличия банковских гарантий 223-ФЗ от 44-ФЗ заключаются в следующих положениях:

  • В Федеральном законе №44 в роли обязательного условия выступает включение гарантий в реестр, который размещается в единой информационной системе. Обязанность ведения соответствующего реестра возложена на федеральное казначейство. Федеральный Закон №223 не требует внесения гарантий в единый реестр.
  • В Федеральном законе №44 предусмотрены требования для финансовых учреждений, выдающих гарантии. Одна из главных ролей отводиться финансовой состоятельности кредитного учреждения. Размер собственных средств банка не может быть менее 1 миллиарда рублей. Кроме того, срок действия лицензии финансового учреждения должен составлять минимум 5 лет.
  • Серьезные критерии отбора согласно закону №44 устанавливаются заказчиками. Преимущественно заказчики требуют, чтобы финансовые учреждения входили в перечень банков, установленный Минфином или занимали в нем лидирующие позиции.
  • Согласно Федеральному закону №44, заказчик в обязательном порядке устанавливает обеспечение. Банковская гарантия по 223-ФЗ не содержит этого условия.

Основные требования к банковской гарантии по 223-ФЗ

В Федеральном законе №223 установлены отдельные требования к получению лицом гарантии от финансового учреждения. В первую очередь банковская гарантия согласно 223-ФЗ не может быть отозвана участником.

Такой документ действует в строго определенных временных ранках. На его принятие или отклонение у заказчика есть 3 дня. В обязательном порядке четко прописывается сумма и основные права лиц, заключивших договор.

Стоимость банковских гарантий по ФЗ-223

Стоимость банковской гарантии по 223-ФЗ в г. Москва обусловлена общей суммой контракта, определяется в индивидуальном порядке для каждого отдельного случая. В законе предусмотрено, что максимальная цена вознаграждения за гарантию составляет 10% от общей суммы контракта.

В большинстве случаев стоимость банковской гарантии согласно ФЗ-223 определяется, на основании комиссии финансового учреждения и других дополнительных факторов, к примеру, срока ее действия, размера контракта, качества предоставленных документов, наличия или отсутствия залога. Для оформления услуги в банке требуется открыть счет или предоставить залог.

Какие кредитные организации могут выдавать гарантии?

Согласно ФЗ-233 банковские гарантии могут выдаваться только теми кредитными организациями, которые получили специальную лицензию в Центральном Банке РФ. Это одно из основных требований, предъявляемое новым законом.

Информацию о финансовых учреждениях, которые соответствуют выше перечисленным требованиям размещена на сайте ЦБ. Дополнительно каждая кредитная организация соответствующая требованиям вноситься в единый реестр организаций предоставляющих такие услуги. Информация в реестре постоянно дополняется и корректируется ЦБ.

Банковская гарантия по 223-ФЗ в г. Москва определяется как один из наиболее эффективных способов обеспечения обязательств. В этом законе установлены основные требования к гарантии для тех лиц, которые хотят принимать участие в государственных торгах. Согласно этому закону в каждом документе должны быть прописаны сроки его действия, а также сумма обеспечения. Закон №223 значительно смягчает требования к форме документа, которые установил ФЗ-44 для своих гарантий. Для участия в торгах по ФЗ-223 теперь необязательно указывать точную сумму обеспечения. Кроме того, закон значительно смягчает требования, которые предъявляются к гаранту.

Онлайн-сервис TenderHelp позволяет получать разные виды банковских гарантий оперативно и без посещения банка. Еще один из важных плюсов — высокий уровень безопасности для клиентов сервиса. В этой статье мы рассмотрим особенности банковских гарантий для участия в торгах по 223-ФЗ.

Зачем нужна банковская гарантия для госзакупок

Для подачи заявки на участие в торгах по 223-ФЗ по требованию заказчика бывает необходимо предоставить ее обеспечение. Это позволяет защитить заказчика от недобросовестных исполнителей и гарантирует, что поставщик товаров или услуг подходит к конкурсу ответственно и будет должным образом выполнять свои обязательства на всех этапах — от подачи заявки до завершения сотрудничества, если он станет победителем закупки. Один из самых удобных и распространенных способов такого обеспечения — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта 223 ФЗ.

Какие организации проводят торги по 223-ФЗ

По закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223 проводят аукционы и конкурсы государственные компании, ГУП, ГАУ, МУП, дочерние организации муниципальных предприятий и госкомпаний, предприятия из сферы естественных монополий и некоторые другие. Полный перечень организаций, на которые распространяется действие 223-ФЗ, приводится в части 2 статьи 1.

Какие торги могут проходить по 223-ФЗ

Закон предусматривает возможность проведения аукционов и конкурсов, в том числе и в электронной форме. По ст. 4 (ч. 3) перечень товаров и услуг, которые допускается закупать при помощи электронных тендеров, может регулироваться постановлением правительства РФ.

Виды банковской гарантии по 223-ФЗ

Согласно 223-ФЗ, банковская гарантия может выдаваться:

  • Для обеспечения заявки на участие в торгах. Такая гарантия страхует организатора торгов от того, что их участник вдруг изменит предложенную им стоимость, отзовет свою заявку и т. д. Если это произойдет, то банк выплатит организатору тендера неустойку, а затем участнику торгов придется в полной мере нести финансовую ответственность уже перед кредитной организацией, в которой он получил банковскую гарантию.
  • Для обеспечения возврата выплаченного заказчиком авансового платежа. Этот позволяет заказчику вернуть сумму выплаченного исполнителю аванса, если исполнитель откажется от своих обязательств уже после получения аванса.
  • Для обеспечения добросовестного исполнения условий контракта, заключенного по итогам тендера. Если исполнитель не выполнит свои обязательства по заключенному контракту, выполнит их не в полной мере или ненадлежащем образом, то банк выплатит заказчику сумму, указанную в гарантии.

Требования к банкам-гарантам

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. не устанавливает жестких требований к банковским организациям, выдающим гарантию. Нет требования, чтобы банк был внесен в реестр банков Министерства финансов РФ, имеющих право выдавать гарантии, как в случае с . Банк лишь не вправе выдавать гарантию, превышающую 10% от его капитала.

Но нужно учитывать, что заказчик имеет право по своему усмотрению прописать в конкурсной документации некоторые дополнительные требования к банку-гаранту. Например, потребовать, чтобы он был всё-таки внесен в упомянутый список Минфина, занимал определенные позиции в рейтинге банков, имел финансовые показатели не хуже определенных и т.д.

Требования к гарантии

Хотя при работе по 223-ФЗ у участников торгов меньше ограничений, определенные обязательные требования к банковской гарантии все равно есть. К ним относятся:

  • Установленный срок действия гарантии, который зависит от требований конкурсной документации.
  • Безотзывность гарантии — банк не может отозвать ее до окончания срока действия ни при каких условиях.
  • Указание суммы, которую получит заказчик, если поставщик не выполнит те или иные свои обязательства.
  • Перечень обязательств участника тендера, выполнение которых обеспечивает гарантия.

Получив банковскую гарантию, организатор торгов (заказчик) должен в течение трех дней принять ее или отвергнуть. Согласно 223-ФЗ, гарантию не нужно вносить в соответствующий реестр Федерального казначейства РФ, как того требует 44-ФЗ. Но организатор торгов имеет право проверить подлинность предоставленной ему гарантии: удостовериться, что банк действительно существует, обратившись к справочнику по кредитным организациям на сайте ЦБ РФ, отправить официальный запрос в банк для подтверждения выдачи гарантии. Если подлинность не подтвердится, то компания или индивидуальный предприниматель рискуют попасть в официальный реестр недобросовестных поставщиков, а ответственные лица — под уголовную статью.

Размер обеспечения заявки по 223 ФЗ и стоимость гарантии

Необходимый размер обеспечения приводится в конкурсной документации. По 44-ФЗ заказчик обязан указать обеспечение в размере 10-30% от максимальной стоимости всего контракта, а если она выше 50 млн руб, то требуется также и обоснование цены. При работе по 223-ФЗ таких рамок нет.

Сумма гарантии, на которую может рассчитывать потенциальный участник торгов, рассчитывается банком индивидуально. Как и в случае с кредитом, она зависит от репутации, обеспечения и других нюансов.

Стоимость банковской гарантии устанавливается кредитной организацией в процентах от суммы гарантии. Иногда она может рассчитываться индивидуально, в зависимости от рисков банка. Имеет значение срок действия гарантии, наличие или отсутствие залога или другого обеспечения и другие факторы, существенные для банка.

С помощью калькулятора тарифов сервиса TenderHelp можно быстро рассчитать приблизительную стоимость гарантии, отправить заявку в банк и получить предложение в максимально сжатые сроки. Для получения гарантии не нужно даже посещать банк — потребуется только пакет документов и электронная цифровая подпись. Документы сохраняются в системе, а при создании новой заявки подгружаются автоматически. Нужно будет только проверить их актуальность.

Выдавать банковские гарантии для торгов по Закону № 223-ФЗ могут только банки.

Список банков для банковских гарантий по 223-ФЗ

Список банков, которые могут предоставлять банковские гарантии по 223 ФЗ не регламентируется законодательством, в отличие от 44-ФЗ, по которому выпускать гарантии могут только банки, входящие в перечень Минфина. Однако государственные заказчики имеют право предъявить в аукционной документации требования к банкам, гарантии которых они будут принимать в качестве обеспечения исполнения контракта. К сожалению, иногда заказчики требуют нахождение банка в топ-10 списка Минфина или топ 50-100 в общем рейтинге банков или даже «топ-10 элитных банков». Важно отметить, что перечень формируется не по рейтингу банка, а по регистрационному номеру кредитной организации. То есть первыми в списках Минфина или общем рейтинге находятся банки с первыми регистрационными номерами.

Реестр гарантий по 223-ФЗ

Федеральный Закон № 223-ФЗ не требует от участников торгов, чтобы банковская гарантия была внесена в единый федеральный реестр. Поэтому любые требования заказчика по включению гарантий в реестр по 223-ФЗ необоснованны. На практике в аукционную документацию подобные требования попадают по ошибке. Необходимо обязательно направить заказчику запрос на , и данное требование удалят.

Способ обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ выбирает участник (поставщик) на свое усмотрение. Если обеспечение вносится банковской гарантией, то основанием для отклонения в принятии гарантии по 223-ФЗ не может быть ее отсутствие в реестре, так как такое положение не прописано в ФЗ 223.

Банковские гарантии для ГУП и МУП

До конца 2016 года все ГУПы и МУПы организовывают закупки в соответствии с 223-ФЗ. Однако с 1 января 2017 года все государственные закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий должны быть организованы в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и часть 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», разработанный Минэкономразвития России, на заседании Правительства РФ.

Это означает, что все банковские гарантии, оформляемые в пользу государственных и муниципальных унитарных предприятий, с 1 января 2017 года должны соответствовать 44-ФЗ. Соответственно, банки, выпускающие банковские гарантии в пользу ГУП и МУП, должны быть в реестре Минфина и полностью отвечать статье 45 Закона №44.

Проверенные банки для гарантий 223-ФЗ

По 223-ФЗ так же, как и с 44-ФЗ, банковские гарантии лучше оформлять у надежных банков с отлаженными бизнес-процессами и обширной практикой выполнения подобных операций, например, в

Банковская гарантия по 223 ФЗ позволит выполнить обязательства по договору, даже если поставщик не соблюдает условия контракта. Все финансовые риски в этом случае берет на себя коммерческая кредитная организация.

Основные положения федерального закона

Закон был принят еще 18 июля 2011 года. В нем описывается регламент проведения закупок различных категорий товаров и услуг. В тексте документа приведена процедура оформления заказа на выполнение работ для конкретной компании, включая предъявляемые к ней требования.

Согласно статье 2 данного федерального закона заказчикам при закупках нужно ориентироваться и на другие правовые акты из гражданского кодекса и конституции РФ. Внимания заслуживают документы нормативно-правового типа, в частности, утвержденное положение о закупках, которое описывает процедуру проведения мероприятия.

В банковской гарантии по 223 ФЗ указывается следующая информация:

  • требования по закупкам;
  • регламент подготовки и проведения процедуры;
  • нормы оформления, подписания, выполнения договоров;
  • общепринятые способы приобретения товаров, услуг;
  • методы обеспечения договора.

Победивший на аукционе исполнитель не обязан оформлять банковскую гарантию на выполнение договора, так как такое не оговаривается федеральным законом. Однако по смежному нормативному акту 94-ФЗ данное условие допускается вносить в текст соглашения на проведение тендерных торгов.

Условия банковской гарантии по 223 ФЗ

Если заказчик внес требование по обязательному обеспечению, то победившему в тендере участнику придется предоставить один из следующих вариантов подтверждения:

  • безотзывные обязательства, которые оформляются банком или другой коммерческой кредитной организацией на исполнителя;
  • денежный залог или вклад в одном из банков - размер актива должен покрывать обеспечение по контракту.

Сумма обязательств устанавливается в сопутствующей документации (в электронном виде), описывающей главные положения конкурса на приобретение товаров. При этом конкурсант сам выбирает наиболее удобный для него вариант подтверждения выполнения обязательств по контракту.

Участнику тендера или аукциона рекомендуется внимательно ознакомиться с конкурсной документацией и обратить пристальное внимание на раздел с условиями обеспечения заявки. Чтобы сократить время на оформление контракта, лучше позаботиться о получении необходимого документа заранее.